Кровельная компания. Опыт верных решений.

Статьи

ОСТОРОЖНО! СРО! ВРЕМЯ ДЕЛАТЬ ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР

За валом проблем, порожденных мировым финансовым кризисом, подрядные компании, занятые их решением, упускают из вида значительные изменения, которые происходят в области правового регулирования строительного бизнеса. Если конкретнее – с 1 января 2009 г. вступил в силу новый порядок получения разрешений на ведение такой деятельности – государственное лицензирование заменено системой допусков, выдаваемых своим членам Саморегулируемыми общественными организациями (далее – СРО). А с 1 января 2010 г. все выданные и действующие на сегодня лицензии на производство строительных работ утратят силу.

Деятельность СРО регулируется Федеральным законом 315-ФЗ, а особенности работы СРО в области строительства регламентируются Федеральным законом 148-ФЗ. Именно этот закон устанавливает те требования, которым должны соответствовать СРО, основной задачей которых будет выдача своим членам допуска на производство подрядных работ. Основное отличие от существующей системы лицензирования будет заключаться в том, что СРО будут нести не номинальную, а материальную ответственность за правильность и обоснованность выданных допусков. Это значит, что им придется реально, а не номинально проверять производственные возможности компаний, работающих в области изысканий, проектирования и строительства, контролировать выполнение параметров качества этих работ, задаваемых федеральными нормативными актами, а также правилами, принятыми самими СРО.

В целом, если упростить сложные формулировки законов, суть их состоит в том, чтобы в рамках специально создаваемых для целей саморегулирования рынка общественных организаций построить систему обеспечения и контроля качества строительных и сопутствующих работ и сформировать механизм коллективной материальной ответственности членов этих организаций за качество работ, производимых не только ими самостоятельно, но также и их коллегами по СРО.

Законом заданы существенные параметры, позволяющие как и работающим уже, так и вновь создаваемым общественным организациям получать статус саморегулируемых. Кроме ряда организационных и юридических моментов есть еще и параметры размера и финансовой обеспеченности отвественности СРО. Так, минимальный лимит количества членов СРО – не менее 50 компаний для проектных и изыскательских фирм и не менее 100 членов для строительных компаний. Минимальный размер компенсационного фонда, формируемого членами СРО, должен составить, в зависимости от размеров страхового покрытия профессиональной ответственности членов СРО, от 7,5 млн до 25 млн руб. у проектировщиков и изыскателей и от 30 млн до 100 млн руб. у СРО строительных компаний.

Конечно, у участников строительного рынка очень много вопросов к законодателям и Правительству РФ как по содержанию Закона, так и по возможности его выполнения, но сама по себе идея сделать строительное сообщество не номинально, а реально ответственным за качество работ не может не приветствоваться добросовестными компаниями.

Для кровельного рынка подрядных работ, где основную массу составляют малые и средние компании, введение саморегулирования в действие приведет, в первую очередь, к уходу с рынка значительного количества фирм-однодневок. Причина простая – высокая стоимость «входного билета» в систему СРО. Минимальная сумма, которую придется выложить фирме за членство в саморегулируемой организации, составляет около 400 тыс. руб. Эта цифра складывается из вступительного взноса, стоимости страхового полиса, себестоимости приведения в соответствие с требованиями СРО процессов контроля качества и документирования работ и взноса в компенсационный фонд СРО. Сумма практически «непроходная» для фирмы, не имеющей постоянного потока заказов и опыта работы.

Очевидно, что компании, которые смогут преодолеть этот барьер, будут работать на более стабильном и предсказуемом рынке. И случаи, когда недостаточно компетентный конкурент выигрывает тендер, предложив наивному заказчику несуразно низкую цену, станут гораздо реже. Практически все сталкивались с этой проблемой, следствием которой являются некачественно сделанные кровли, испорченный имидж кровельщиков в целом и несчастные жильцы с мокрым потолком.

Конечно, определенное преимущество имеют крупные строительные компании, в которых кровельные работы – одно из направлений деятельности. Но, как показывает практика, специализированные фирмы выполняют работы более качественно и стоимость таких работ (при прочих равных) у них ниже. А те компании, которые не смогут самостоятельно получить допуск, будут вынуждены терять независимость и присоединяться к более крупным фирмам.
Существует несколько важных факторов, которые надо учитывать при выборе СРО для получения допуска на работы.

Безусловно, первый из них – это авторитет той или иной общественной организации, созданной в целях саморегулирования. То есть, никакая организация, создаваемая для решения таких серьезных задач как регулирование качества строительных работ, не может возникнуть на ровном месте. Скорее всего, она появится рядом с уже действующей отраслевой общественной организацией (в форме союза, ассоциации или некоммерческого партнерства) либо будет реорганизована из нее. Значит, у этой организации есть история, реально сделанные дела, есть конкретные люди, имеющие соответствующий опыт работы и авторитет среди коллег. Такая преемственность – залог того, что учредители и функционеры этого СРО являются специалистами своего дела и действительно намерены выполнить свои обязательства по выдаче и поддержанию допусков на подрядные работы и защите интересов своих членов.

 

А.Ю. Дадченко для журнала «КРОВЛИ» №1/2009






© «Алтес»
Строительство сложных, ответственных и интересных крыш Памятка МЧС
191167, г. Санкт-Петербург, ул. Александра Невского, д. 9, лит. Г
Тел.: (812) 327-03-37, факс: (812) 327-83-37, e-mail: info@altes.ru Разработано в TomStudio