Кровельная компания. Опыт верных решений.

Статьи

Качество мансарды вырастает из ее проекта

Реалии сегодняшнего дня привели к возрождению в России мансардного строительства. Однако практический опыт вскрывает здесь определенные трудности.

Мансарда XXI века по сравнению с веком XIX обрела новый социальный статус. Жилье, которое когда-то занимали студенты и художники, получило имя «пентхауз», а вместе с именем — привилегию называться элитным. В самом устройстве мансарды почти ничего не изменилось, но с появлением лифта и высокоэффективных строительных материалов комфортность этого жилья стала не ниже, а зачастую и выше, чем у квартиры внизу. Кроме социальных и технологических причин мансардного ренессанса есть, конечно, и причины экономические. Земля под застройку, да и право реконструкции обветшавших зданий в последние годы значительно подорожали. Поэтому застройщик стремится получить максимум коммерчески полезной площади (в пятиэтажном доме эта прибавка составит 20% при практически том же уровне затрат).

Какие же трудности встречаются при возведении  совмещенных утепленных кровель — «оболочки» мансарды? Их можно разделить на две основные группы: ошибки проектирования и ошибки строительства.
Ошибки проектирования обнаружить и исправить гораздо проще и дешевле, чем возникающие на стройплощадке. Поэтому основной контроль качества будущей мансарды необходимо проводить, именно изучая ее проект — как архитектурные, так и конструктивные решения.


Архитектурные ошибки
Основная ошибка при проектировании крыш — игнорирование вопросов, связанных с обеспечением правильных режимов работы элементов «кровельного пирога».
При устройстве современных утепленных кровель главным образом применяется теплоизоляция из минеральной ваты, которая обладает способностью накапливать в себе воду не только путем водо-поглощения собственно материалом, но и капельно, в виде росы и тумана. Поэтому ограничение попадания влаги в утеплитель и обеспечение вывода оттуда ее излишка — основа жизни любой крыши. Если  металлическое  покрытие  кровли (при правильном монтаже) представлявляет собой надежную паро- и гидроизоляцию, то вентиляция утеплителя достигается за счет специальных узлов и устройств, которые значимы в архитектурном плане, -это коньковый и карнизный вентиляционные продухи, флюгарки и крышные вентиляторы. На успешную работу этих усройств влияют многие архитектурные элементы здания. Аттики, люкарны, "пароле" и «матрицы» из мансардных окон резко сужают возможности забора воздуха и под карниза и перегораживают вентиляционный продух в «пироге» кровли. В результате приходится увеличивать высоту продуха с обычных 50 мм до 150 мм и более в местах сужения. Это ведет к увеличению ее строительной высоты, усложенению конструкции крыши и не может сказаться на внешнем виде здания.
Очень значимо также и водоудаление с крыш. Здесь можно выделить следующие типичные ошибки:

  1. металлические кровли с уклона менее 10°;
  2. вентстояки в ендовах, а также поперек склона;
  3. узкие карнизы с малым уклоном, в которых невозможно разместить надстенный желоб. Этот недостаток становится особо значимым в тех случаях, когда на карнизе «стоит» окно люка. Здесь избежать подтекания воды невозможно (рис. 2);
  4. обилие аттиков и парапетов, дающих преграды для стока воды;
  5. фасады,  которые существенно влияют на с тектурный облик здания, не  предусматривают мест для размещения водосточных  и должны находиться там, где они действительно нужны.

Чрезмерное насыщение крыши архитектурными элементами, расположение их без учета специфики устройства кровельной вентиляции значительно снижают надежность кровли не только с точки зрения сложности устройства гидроизоляционного металлического покрытия, но и за счет увеличения вероятности образования непроветриваемых участков.
Важно также учитывать и физические свойства кровельного металла. Температурное расширение стальной кровельной картины при изменении температуры крыши от -30' С зимой до +70"С летом на длину 10 м составляет ] 2 мм, а картины из цветного металла — до 26 мм. При проектировании длинных скатов (более 10 м) необходимо предусматривать элементы температурной компенсации, например в виде ступенек. Поскольку такие элементы имеют немалые габариты, то их более позднее применение искажает первоначальную идею архитектора.
Особого внимания требует к себе раздел проекта, связанный с инженерными системами. Суть распространенной ошибки состоит в том, что на кровле современного здания находится значительное количество инженерного оборудования. Невнимание архитектора к этому вопросу при проектировании систем вентиляции, кондиционирования, связи, охраны и т.д. приводит к нагромождению на крыше чилеров, антенн, вентшахт и пр. Конструктивные ошибки И все-таки наибольшая беда для здания — некорректные конструктивные решения. Каждый этап в конструировании кровли, от выбора конструктивной схемы и применения того или иного кровельного материала, имеет определяющее значение. Ведь речь идет о фундаменте экономической целесообразности строительства конкретной крыши, поскольку от принятого конструктивного решения зависит технологичность сборки конструкции. И если решения принимаются нетехнологичные, то именно они подталкивают строителей «допроектировать» узлы и конструкции в сторону упрощения.
Максимальное количество ошибок приходится на момент выбора способа утепления крыши. Это особенно важно при строительстве мансард с несущим каркасом из металлических балок. Существуют два основных типа утепленных крыш:

  1. с несущим каркасом, расположенным в тепло зоне;
  2. с несущим каркасом, расположенным в холодной зоне.

Третий возможный вариант — с размещением утеплителя между стальными стропильными балками — ошибочный. В нем налицо «мостик холода», который предопределяет появление конденсатных мокрых пятен на потолке и сводит на нет все усилия по утеплению покрытия.
Существуют проверенные правила, определяющие выбор типа утепления.
Несущий стальной каркас должен располагаться в теплой зоне в тех случаях, когда:

  1. мансарда двухэтажная или же одноэтажная, но с затяжками стропильных ног или рам, проходящими внутри помещения мансарды;
  2. опорный монолитный или стальной пояс, проходящий по периметру здания, смещен внутрь наружных опорных стен;
  3. утепление фасадов здания выполнено снаружи с использованием матов из минеральной ваты и др.

Несущий стальной каркас должен располагаться в холодной зоне в тех случаях, когда:

  1. стропильные болки имеют большой свес наружу, например служат несущей
    конструкцией козырька балконов;
  2. на крыше располагаются массивные сооружения или инженерное оборудование, требующие крепления к несущим конструкциям крыши;
  3. есть необходимость в минимизации строительной высоты покрытия.

Для климатической зоны Санкт-Петербурга значение теплового сопротивления RQ составляет 4,7 (мг'С)/Вт, при этом «чистый» утеплитель (без теплопроводящих включений) из минеральной ваты с параметром X = 0,04 Вт/(м°С) должен иметь толщину не менее 180 мм, С учетом обычных теплопроводящих включений (стойки, опоры, подвесы и пр.) расчетная толщина утеплителя, как правило, должна достигать 250 мм и более.

Поскольку мощность отопительных приборов в будущем помещении рассчитывается исходя из норм теплового сопротивления конструкций, а в результате некорректного расчета необходимой толщины утеплителя эти нормы не всегда соблюдаются, то в итоге получается помещение, в котором холодно и сыро зимой и жарко летом. Большое значение имеет конструктивная проработанность узлов, связанных с пароизоляцией крыши. Стремление упростить технологию укладки пароизоляции при монтаже «кровельного пирога» снизу вверх приводит к появлению очагов конденсации пара в конструкции кровли (рис. 3). Для людей, находящихся в помещении, это мокрые пятна на потолке. Важно, чтобы пароизоляционный слой был герметичным. К сожалению, данное условие соблюдается не всегда. Примыкания к стенам, коробкам мансардных окон, вентстоякам остаются порой без внимания конструкторов, считающих, что «всем строителям это известно». Но, как правило, строительные бригады не обладают достаточным опытом и квалификацией для выполнения подобных работ без чертежей. Иногда они просто не понимают важности этого элемента крыши.

В заключение хочется отметить, что описанные ошибки в проектировании кровель, не будучи вовремя замеченны ими, приводят к строительному браку. Их невозможно исправить, не внося существенных изменений в конструкцию уже построенной крыши, что приводит к необходимости разобрать ее и сделать заново. Такой ремонт связан со значительными временными и финансовыми затратами, ие говоря уже о неудобствах жильцов и повреждениях зданий.

А.Ю. Дадченко, директор компании «Алтес»






© «Алтес»
Строительство сложных, ответственных и интересных крыш Памятка МЧС
191167, г. Санкт-Петербург, ул. Александра Невского, д. 9, лит. Г
Тел.: (812) 327-03-37, факс: (812) 327-83-37, e-mail: info@altes.ru Разработано в TomStudio