Кровельная компания. Опыт верных решений.

Статьи

Советы для начинающих строительство дома

Решив построить загородный дом, Вы взялись за дело обстоятельно. Еще прошлым летом заказали проект в архитектурной студии. Весной, лишь стаял снег, рабочие развернули стройплощадку. Вы - практичный и осторожный человек, поэтому строительство ведет подрядчик с хорошей репутацией , а не вольнонаемные граждане из экс-советских республик . Однако результаты не внушают оптимизма. Ясно, что сроки срываются, сметная стоимость будет превышена. А вы все глубже погружаетесь в строительный процесс.

Из чего состоит рабочий проект

Дома строятся на основании рабочих чертежей. Чем точнее и квалифицированнее они выполнены, тем меньше вопросов и переделок будет у строителей. Итак, рабочий проект должен включать в себя следующие разделы: архитектурно-строительную часть, конструктивные чертежи и инженерный раздел. Проект на наружные инженерные сети традиционно выполняется отдельно. Архитектурно-строительная часть отвечает на главный вопрос: как строить дом? В ней должны быть решены основные узлы, отражены основные конструкторские решения, во всех подробностях прорисован фасад. В конструктивной части должны быть представлены чертежи несущих конструкций, фундамента, стропильной системы и т. д. Все это делается на основании инженерных расчетов. Инженерная часть посвящается отоплению, водоснабжению, канализации, электроснабжению.

Если нот не хватает, их додумывают

Это идеальная картина. А теперь обратимся к практике. Зачастую заказчик приходит к строителям с набором чертежей и документов, которые лишь условно можно назвать проектом. Акцент в них сделан на визуализацию. «Клиент видит свой будущий дом и платит за положительные эмоции. Вот только строить на основе такого проекта весьма затруднительно, - говорит генеральный директор компании Roofing Systems Жанна Стафеева. - Мы регулярно сталкиваемся с полным или частичным отсутствием технической документации; редкий проект содержит детализацию узлов. Видите ли, строители - как музыканты. Играют по нотам. Если нот не хватает, приходится их додумывать. Все это приводит к потере времени, дополнительным расходам и напряженности в отношениях с заказчиком. Наша компания специализируется на комплектации обьектов кровельными материалами и на монтажных работах. Учитывая то, что на этапе кровельных работ «выплывает» большинство допущенных в ходе строительства ошибок, можете себе представить, какой клубок проблем приходится распутывать».

Большинство современных российских архитекторов пошли не по традиционному для Европы пути. В России архитектор - это творец. В Европе на нем лежит вся ответственность за успех или неуспех строительства. Надо сказать, что и у нас до эпохи социализма было так же. Архитектор выполнял все чертежи (от фасадов и несущих конструкций до дверных ручек), определял - кто, как и в какие сроки будет вести строительство, осуществлял тотальный контроль финансирования. Клиент имел дело только с архитектором. Именно поэтому мы говорим, что Зимний дворец построил Растрелли, а Исаакиевский собор - Монферран. О подрядчиках мы не вспоминаем. Конечно, можно сказать, что в царской России широко использовался труд крепостных, но вряд ли дело обходилось без квалифицированных специалистов-строителей. Однако вернемся к современности. «Сегодня большинство архитекторов делает себе имя, генерируя яркие, запоминающиеся идеи, - говорит Жанна Стафеева. - При этом как воплощать их в реальность, говорит редкий мастер. Тем заказчикам, чьи дома сейчас проектируются, я бы посоветовала подключить к этому процессу конструктора - чем раньше, тем лучше».

Ищем службу заказчика

Директор компании «Алтес» Александр Дадченко считает,что зачастую стройка превращается в трудноуправляемый и малопрогнозируемый процесс вне зависимости от качества и полноты проекта, и не по вине подрядчиков, а в результате низкой квалификации самих же заказчиков. Дело в том, что в строительстве очень точно разделены понятия «заказчик» и «инвестор». Работа заказчика в строительстве требует определенного набора как технических, так и управленческих знаний, а распространенная мысль о том, что основная работа заказчика платить деньги, - это вообще миф. Деньги за стройку платит инвестор. То есть вы, строя свой собственный дом, выступаете в роли инвестора строительства, ожидая получить дивиденды в виде уюта и комфорта. А заказчик формирует задание на подряд, создает условия для выполнения работы подрядчиками и квалифицированно принимает результат этой работы. Кстати, за все эти действия тоже платит инвестор. Скорее всего, именно поэтому работа заказчика - это второй после проекта предмет экономии для инвестора. «Иногда даже опытная строительная компания с развитой производственной и организационной инфраструктурой физически не может выполнить свою работу хорошо, - говорит Александр Дадченко. - Нет ничего хуже, чем когда инвестор или архитектор вносит изменения в проект в ходе строительства, а заказчик не объясняет им, чем это чревато для бюджета и сроков строительства. Из-за этих изменений приходится менять технологию и график проведения работ, корректировать поставки материалов, сроки аренды техники. Это приводит к простоям. Так, издержки нашей компании в пересчете на однодневный простой квалифицированного рабочего составляют около $230. Если учитывать недополученную прибыль, то эта цифра увеличится еще на 15%. Каждый подрядчик стремится компенсировать свои потери. Естественно, это происходит из общего бюджета строительства, как правило, за счет качества строительного продукта. При этом чем квалифицированнее и эффективнее подрядчик, тем дороже стоят его простои».

По мнению Александра Дадченко, предотвратить нежелательное развитие событий можно только за счет ресурсов управления. В нашем случае - службы заказчика. Вы скажете: «Еще одна статья расходов!» И, скорее всего, будете не правы. Дополнительные расходы в результате многочисленных переделок, брака и просрочек как раз имеет большие шансы понести тот, кто пренебрегает службой заказчика. Кстати, об оплате работы службы заказчика. Сегодня, как правило, используются две схемы: проценты от бюджета строительства и фиксированный гонорар. Вторая схема предпочтительнее, так как в этом случае представляющий ваши интересы специалист не будет иметь выгоды от увеличения объема работ. Чтобы представлять ваши интересы при строительстве частного дома, как правило, потребуется один специалист с экспертной подготовкой в области строительства. Средний гонорар такого специалиста - $1 тысяча в месяц. Обычно на строительство дома уходит один год то есть работа такой упрощенной службы заказчика обойдется вам примерно в $12 тысяч. На фоне строительного бюджета это, согласитесь, сравнительно небольшая сумма, но она принесет хорошие дивиденды в виде сэкономленных денег, времени и нервов в ходе строительства.

Когда речь идет о крупных объектах строительства - зданиях, промышленных предприятиях, дорожной инфраструктуре, служба заказчика состоит из большого штата сотрудников. По сути же прежде всего правильная служба заказчика избавляет от появления проекта, по которому нельзя построить. Проводя тендер, выбирает лучших для конкретной ситуации подрядчиков. И будет контролировать всех участников строительства: архитектора, строительные компании, поставщиков строительных материалов и оборудования, посреднические организации, взаимодействующие с государственными органами и монополистами. Она же занимается оптимизацией средств, зорко следит за тем, чтобы был построен именно тот дом, который Вы хотите, и именно в те сроки, которые оговорены договором.

И, наконец, главное, что дает служба заказчика своему клиенту, - это возможность полноценно жить и работать пока идет строительство дома.

Мир коттеджей  8/2005 г.






© «Алтес»
Строительство сложных, ответственных и интересных крыш Памятка МЧС
191167, г. Санкт-Петербург, ул. Александра Невского, д. 9, лит. Г
Тел.: (812) 327-03-37, факс: (812) 327-83-37, e-mail: info@altes.ru Разработано в TomStudio